Присоединяйтесь к нам Мы в FacebookМы в VkontakteМы в TwitterМы в Одноклассниках

Тел.:

+7 (495) 664-22-99 (многоканальный)

Кем вы видите себя через 5 лет?

Кем вы видите себя через 5 лет?

27 марта 2008

Задавая этот вопрос на собеседовании, работодатель оценивает амбициозность кандидата и его умение планировать.

Этот вопрос — один из самых популярных в серии «неудобных» на собеседовании. Обычно соискатели, услышав его, задумываются и отвечают что-то невнятно-нейтральное, вроде: «Еще не думал об этом», «Я себя через год с трудом представляю, что уж говорить о том, что будет через пять лет», и т.п. Но подобные ответы не прибавляют шансов кандидатам. Наши постоянные консультанты дают советы, что лучше сказать, если этот вопрос все-таки задан на интервью.

«В большинстве случаев он задается для того, чтобы оценить уровень профессиональных притязаний и амбиций соискателя», — говорит Екатерина Лукьянова, консультант Работы.ру. Однако ошибочно думать, что все руководители хотят услышать, что кандидат готов повышать свою квалификацию, работать максимально результативно и постоянно самосовершенствоваться.

«Не всегда высокая амбициозность будет плюсом. Например, если в компании реально нет особых перспектив карьерного роста, а на собеседовании соискатель рассказывает о своих планах занять в будущем руководящую позицию, то шансов получить эту работу у него немного, — продолжает Екатерина. — Скорее отдадут предпочтение более скромному претенденту, который в ближайшие пять лет не планирует серьезных карьерных скачков и готов поработать рядовым сотрудником. Но совсем иначе будут восприниматься ответы человека, который претендует на управленческую должность и от усилий которого зависит рост показателей компании. В этом случае, кандидат с высоким уровнем притязаний будет более привлекателен, поскольку продвижение по служебной лестнице хорошо мотивирует его к эффективной работе. Кстати, именно таким кандидатам чаще задают сам этот вопрос».

По мнению Людмилы Хенвен, консультанта кадрового холдинга АНКОР —, подобный вопрос является важной составляющей мотивационной части интервью: «Задавая его, работодатель выясняет, насколько долгосрочные цели кандидата отвечают тем возможностям, которые он сможет ему предложить. Ведь сейчас большинство компаний заинтересованы в том, чтобы брать специалиста на долгий срок, они вкладывают ресурсы в обучение и развитие своих сотрудников, поэтому им важно, чтобы и сам человек готов был работать в компании максимально долго. Поэтому отвечайте на такой вопрос откровенно — вряд ли вы сами заинтересованы работать в компании, которая не отвечает вашим ожиданиям».

Екатерина Лукьянова называет еще одну причину задать вопрос о видении кандидатом себя в будущем (особенно претендующему на руководящую должность) — это возможность оценить умение планировать свое профессиональное развитие и понять систему ценностей человека, адекватность его видения своих перспектив именно в этой компании. «Это не означает, что единственно правильным ответом будет желание работать все эти годы на благо компании. Скорее наоборот, важно подчеркнуть ту роль, которую работа на этой должности будет играть для вашего дальнейшего развития. Не следует, отвечая на этот вопрос, говорить о карьерном росте как о росте материального благосостояния. На первое место ставятся профессиональные достижения и повышение квалификации», — подчеркивает Лукьянова.

«Также учтите, что любой работодатель рассчитывает, что, придя в компанию на определенную позицию, сотрудник готов будет работать на ней 1-2 года, и только потом будет заводить разговор о дальнейшем росте, — предостерегает Людмила Хенвен. — Поэтому лучше с самого начала дать понять работодателю, что вы подходите к этому вопросу гибко и готовы при необходимости адаптироваться к обстоят/ельствам».

Все эксперты в один голос рекомендуют не вдаваться в подробности личных планов при ответе на этот вопрос.
На заметку
Если вас спросили о том, кем вы видите себя через 5 лет, то будьте готовы и к следующему вопросу: «Каким образом та работа, на которую вы претендуете сейчас, приблизит вас к достижению ваших целей?».

«И если сейчас, например, вы рассматриваетесь на позицию в продажах, а через 5 лет видите себя в маркетинге, продумайте заранее, каким образом вы будете объяснять логику своего развития», - советует Людмила Хенвен.
Например, если вы хотите через пять лет открыть свой бизнес, лучше умолчите об этом — работодателя может смутить тот факт, что, набравшись опыта и узнав определенные технологии в компании, вы потом сможете применить их в собственном бизнесе. Так что избегайте ответов типа: «Я планирую набраться опыта, чтобы устроиться потом на более высокооплачиваемую должность», «Через три года я вижу себя директором собственной компании, так как мне надоело работать «на дядю».

Екатерина Лукьянова считает, что сам факт того, что вопрос был задан, свидетельствует о серьезном отношении работодателя к подбору специалиста на эту должность. «Если данная компания является для вас стартовой площадкой и в дальних планах стоит переход в более крупную компанию, то не бойтесь сказать об этом, поскольку это не уменьшает вашей ценности как специалиста на ближайшие 2-3 года, которые вы здесь проработаете», — советует она.

Александра Казанцева, консультант по подбору персонала кадрового центра «Эталон», привела пример ответа на этот вопрос кандидата на позицию менеджера по продажам: «Я планирую возглавить отдел продаж и развивать собственную политику, предложить свои способы продажи продукции компании, увеличить объем продаж и использовать более эффективные методы в отношении дебиторской задолженности».

А вот примерный ответ соискателя на должность инженера-проектировщика: «Я планирую развивать навыки проектирования в своей узкой специализации, касающейся проектирования отопления, и продолжить обучение для дальнейшего повышения своего профессионального уровня, чтобы иметь возможность заниматься проектированием других инженерных коммуникаций, таких как вентиляция, водоснабжение, водоотведение».

Очевидно, что у большинства соискателей в планах на будущее стоит определенное развитие, касающееся карьерного и профессионального роста. «Но хочет ли потенциальный работодатель слышать подобные ответы? — задается вопросом Казанцева. — Если приходит кандидат, претендующий на должность заместителя директора или коммерческого директора, то излишняя амбициозность может и отрицательно повлиять на решение работодателя. Но в основном, работодатель хочет услышать то, что сможет и на что способен человек для компании».

Источник: Работа.ру

Екатерина Кожеватова

Назад