При условии, что ваш HR-менеджер обладает навыками не просто рекрутера, а хедхантера, т.е. «охотника за головами».
Как понять, что ваш менеджер по персоналу имеет такие навыки и справится с трудной вакансией?
Моя многолетняя практика общения с HR-менеджерами, работающими «внутри» компаний показала, что 90% из них довольствуются только четырьмя способами поиска специалистов:
- Размещение вакансий на нескольких сайтах по трудоустройству.
- Поиск резюме на тех же сайтах.
- Размещение вакансий в печатных СМИ.
- Поиск в собственной, накопленной ранее базе данных.
Хедхантеры же используют, с одной стороны, значительно больше ресурсов и инструментов поиска и, прежде всего, прямой поиск в компаниях-конкурентах и других компаниях-«донорах».
С другой стороны, они иногда вовсе не пользуются 4 вышеперечисленными способами. По причине их малой эффективности при поиске редких специалистов или руководителей.
Так чем же опытные хедхантеры отличаются от «простых» рекрутеров?
Опишем это в сравнении разных функций, методов и навыков тех и других.
Рекрутинговая стратегия
Рекрутеры: пассивная. В основном заключается в ожидании подходящих кандидатов, откликнувшихся на объявления. Поиск только среди «активных» соискателей (ищущих работу);
Хедхантеры: активная. Ищут также и среди «пассивных» соискателей ( не ищущих работу в этот момент). Создают сеть контактов в нужной отрасли.
Круг поиска первых: 15-25% рынка искомых кандидатов.
Круг поиска вторых может расшириться до 80-90% рынка таких специалистов.
Поиск в Интернет
Обычный рекрутер (HR): использует в основном пассивный поиск в интернет: размещает вакансии на 3-7 job-сайтах, сайте своей компании и затем часами разбирает сотни резюме, выискивая среди них единицы действительно подходящих.
Конечно же, он просматривает резюме кандидатов, размещенных на этих же сайтах. Как правило, это резюме кандидатов, избалованных предложениями о работе или обычные летуны, перманентно находящиеся в поиске работы.
Хедхантер, естественно, тоже использует поиск в Интернет, но более активный. Кроме банального размещения вакансий и поиска резюме на джоб-сайтах, хедхантеры используют массу других ресурсов для получения информации: платные сервисы job-сайтов, которые значительно рсширяют круг поиска; сайты компаний нужной отрасли (доноров) для получения необходимых контактов; отраслевые обзорные сайты для анализа новостей и поиска имен; форумы, которые могут посещать потенциальные кандидаты, когда они НЕ ищут работу, а общаются или развлекаются. Хедхантеры умело используют поисковые системы ( и не только Яндекс и Google), выискивая в недрах интернета редкие и затерянные крупицы человеческого материала…
Работа с рекомендациями
Обычный рекрутер использует рекомендации других кандидатов только, если этот кандидат не соответстовал требованиям или отказался от данной вакансии.
Хедхантер целенеаправленно ищет людей, которые могут порекомендовать нужных специалистов. Это могут быть ваши конкуренты, поставщики, клиенты или другие партнеры. Это могут быть коллеги по отделу, это могут быть подчиненные или вышестоящие руководители. Это даже могут быть приятели и знакомые.
Кто угодно, кто может быть знаком с объектом «охоты» и дать «наводку» (простите, контакты кандидата).
Хедхантеры также активно используют метод внутренних рекомендаций.
Хедхантер часто применяет косвенный подход в использовании рекомендаций, спрашивая не прямого коллегу (по сути – конкурента на должность), а коллегу из смежного отдела или нижестоящего по статусу.
Он создает цепочки рекомендаций – от одного к другому, от второго к третьему, и вот уже «птичка поймана»..
Поиск в социальных сетях
Рекрутеры пока еще редко обращаются к этим безграничным источникам, в лучшем случае просто размещают вакансии в некоторых группах (которые потом удаляют администраторы этих сообществ).
Хедхантеры уже активно используют социальные сети, прежде всего Линкедин и Фейсбук. Более эффекивен LinkedIn, но здесь при поиске без знания английского не обойтись. Кроме того, нужно хорошо знать структуру и возможности сайта, уметь им грамтно пользоваться. Конечно работа в соцсетях занимает немало времени, но часто гонорар хедхантера этого стоит.
Основные навыки
Для рекрутера. Работа с информацией, умение быстро просматривать и обрабатывать большое число резюме. Навыки тестирования. Знание техник отборочного интервью.
Хедхантер ко всему этому еще обязан иметь навыки продаж и переговоров. Он обладает ментальностью продавца, должен уметь делать «холодные» звонки кандидатам и звонки в компании-доноры.
Навыки эффективного использования Интернет, в т.ч. социальных сетей.
Хорошие коммуникативные навыки. Опыт презентации компании, должности и кандидата. Навыки «работы с возражениями». Хорошие рекрутеры могут легко поднять трубку и уговорить потенциального кандидата прийти к Вам. Хедхантер должен иметь навыки «охотника», а не «рыбака», он не ждет нужных кандидатов, он сам идет к ним!
В идеале, как я иногда говорю, хедхантер должен уметь почти без подготовки снять трубку и дозвониться до Президента, обойдя всех его секретарей. И предложить ему новую работу. Еще лучше.
Задачи
Задача обычного рекрутера – закрыть вакансию лучшим из попавшихся в данный период (обычно 2-4 недели) подходящим кандидатом из числа активно ищущих работу. Круг такого поиска - примерно 20-25% рынка специалистов такой квалификации.
Сверхзадача хедхантера – закрыть вакансию лучшим кандидатом из имеющихся на рынке труда вообще. Независимо от того, ищет он в это период работу или нет. Ареал поиска в таком случае увеличивается до 80-90% рынка кандидатов нужной квалификации.
Число кандидатов
Обычный рекрутер считает, что чем больше резюме он представит внутреннему клиенту или руководителю, тем лучше. Тем самым перекладывает бремя отбора и ответственность за выбор на своего клиента.
Хедхантер бережет время клиента и минимизирует число финальных кандидатов до 3-5-ти, беря всю черновую работу на себя и отбирая действительно самых лучших.
Отбор
Как происходит процесс отбора у простого рекрутера: анкетирование, уточнение формальных данных из резюме, поиск соответствий требованиям должности, иногда – тестирование. Все по шаблонной схеме.
Хедхантер приглашает на собеседование людей, о которых уже немало знает. Его задача – выяснить успехи и достижения кандидата, а также его истинную мотиацию. Он понимает, что часто 50-70% информации в резюме – ложь и преувеличения, и он пытается выяснить действительный потенциал кандидата.
Он применяет для это проективные и провокационные вопросы, CASE- и другие методы интервью.
Часто, если кандидат уже давно и успешно работает в достойной (известный бренд, международная известность или т.п.) компании, а его результаты измеримы и подтверждены, процесс собственно отбора минимизируется, уступая место процессу перемотивации, или, как говорят, переманивания.
Представление кандидатов.
Рекрутер просто пересылает клиенту резюме подходящих кандидатов. Часто оставляя эти тексты в редакции самого кандидата.
Хедхантер представляет клиенту резюме доработанное, содержащее все необходимые факты и данные. И не только данные, запрошенные ранее клиентом, но и такие, которые, по мнению хедхантера, важны и должны убедить клиента в правильности выбора. КромеCV, хедхантер всегда готовит свое письменное Заключениекомментарий, в котором описывет свое мнение, результаты тестов, итоги собеседования и проверки отзывов с прошлых мест работы. Резюме и заключение рекрутера – это для него инструменты продажи кандидата.
Предложение о работе.
Обычный рекрутер, делая предложение о работе подходящему кандидату часто получает отказ типа «Меня сейчас все устраивает», прощается и переходит к другому кандидату. Конвейер, однако.
Хедхантера же (если он уверен, что этот кандидат – то, что надо) не останавливает отказ кандидата. Для него, как для хорошего продажника, не существует слова «Нет». Он выясняет истинные причины, использует активную аргументацию, длительную осаду. Или же добивается у клиента изменения Job Offer в интересах нужного специалиста. А получив все-таки окончательный отказ, он добивается от кандидата рекомендаций на равноценных кандидатов. И сохраняет с кандидатом отношения на перспективу.
Стратегические задачи.
Задача рекрутера – оперативно закрывать вакансии.
Задача хедхантера – привлекать в компанию лучших профессионалов.
Чувствуете разницу?
Обычный рекрутер, закрывая ваансию, просто механически выполняет поручение руководителя или клиента, находя нужного человека на нужное место.
Хедхантер понимает бизнес-ценность данного специалиста для компании, мыслит бизнес-категориями, старается представить преимущества кандидата в денежном выражении, «долларизовать» свою работу и выгоды от получения каждого специалиста.
Кто они?
Если обычные рекрутеры, они же HR-ы, это чаще всего девушки – выпускницы психологических факультетов или «выросшие» офис-менеджеры, то для хедхантеров формальное образование не играет решающей роли. А предыдущий опыт работы желательно должен быть как можно более разнообразным, связан с бизнесом и продажами.
Самообразование.
Чтобы отличить рекрутера от хедхантера, спросите, что они читают для повышения квалификации? Первые, в лучшем случае назовут вам книги по психологии, книги о т.н. позитивном мышлении (типа «Думай и богатей») и 1-2 книги по рекрутингу (в Украине и России это чаще всего книги С.Ивановой). А также участие 1 раз в год в семинарах (еслинаправят от компании).
Хедхантеры, кроме нескольких обязательных книг по рекрутингу и хедхантингу, обязтельно читают другие книги по бизнесу – о маркетинге, продажах, переговорах; а также деловые журналы. Они подписаны на несколько деловых электронных рассылок и участвуют в профильных конфренциях и семинарах (зачастую за свой счет).
Рентабельность инвестиций
Активные, агрессивные рекрутеры, которых я называю хедхантерами, приносят своей компании ощутимый и измеримый финансовый доход.
Более талантливые сотрудники и руководители, найденные хедхантером, повышают конкурентоспособность, прибыль и стоимость компании. Другая сторона медали хедхантинга: переманивая редкого специалиста у конкурента, вы ослабляете его.
Рекрутер же, занимающийся подбором персонала время от времени, несистемно, необученный, без навыков продаж, иногда даже может нанести финансовый и имиджевый вред компании, упустив или спугнув подходящего кандидата своей некомпетентностью…
Заключение.
Да простят меня внутренние hr-менеджеры: поскольку в их работе рекрутинг занимает только часть рабочего времени, чаще всего они относятся к категории обычных рекрутеров. У них нет или времени, или необходимости и мотивации заниматься активным, агрессивным рекрутингом, т.е. хедхантингом. Наш опыт проведения собеседований с более чем двумя сотнями hr-менеджеров (желающими перейти в рекрутинговое агентство) в течение нескольких лет показал, что только 20-25% из них правильно понимают, что такое «прямой поиск», Executive Search и Headhunting, а также используют для поиска кандидатов больше 3-4 инструментов.
Хотя, с другой стороны, если кадровые задачи решаются и без какого-либо хедхантинга, зачем усложнять процесс без необходимости? Действительно, если пока устраивает урожай, полученный от “снятия низко висящих фруктов”, зачем излишне напрягаться?
Так что большинство хедхантеров все-таки пока концентрируется в рекрутинговых агентствах. Там, где приходится выполять сложные, уникальные, а то и почти невыполнимые задачи вплоть до “пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что”…
Однако сейчас тенденции таковы, что приходит время активного рекрутинга. Надеюсь, теперь полку хедхантеров прибавится…
Сергей Беляев, recruitingblog.com.ua